Тема: Осень. Сбор урожая в садах и огородах.
Цель:
Активизация номинативного и глагольного словаря по теме «Осень», «Сбор урожая в садах и огородах».
Дифференциация понятий «Сад» - «Огород», «Овощи» - «Фрукты».
Развитие тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук.
Развитие зрительно-пространственной ориентировки, речевых возможностей.
Воспитание чувства коллективизма, сопереживания героям сказки.
Виды детской деятельности: коммуникация.
Планируемые результаты: активизировать словарь по теме, развить мелкую моторику рук.
Материалы и оборудование для организации совместной деятельности: песочница, цветные камни. Игрушки: гномик, маленький домик. Набор игрушек: овощи, фрукты. Фруктовые деревья из картона. Предметные картинки по теме «Овощи», «Фрукты».
Содержание организованной деятельности детей.
Организационный момент.
Закрепление, обобщение знаний по теме «Осень».
Основная часть.
Дефектолог: Здравствуйте, дети. Сегодня у нас будет необычное занятие. Мы совершим путешествие в Песочный мир сказок. Песочный мир сказок – это удивительная волшебная страна. Она любит весёлых, добрых и умных путешественников. Поэтому, прежде чем отправиться в путешествие, нужно отгадать загадку:
Целое лето на солнце играл,
Взлетел с ветерком
Утром осенним на землю упал.
Золотом чистым весь засиял,
И в загадку попал.
(Листок).
Дефектолог: Правильно, дети. А почему листок упал на землю?
(Дети. Потому что наступила осень.)
Дефектолог: По каким приметам, признакам мы можем определить, что наступила осень?
(Дети. Дни стали короче, похолодало, часто идут дожди, пасмурно и т. д.)
Дефектолог: Молодцы, ребята. Становитесь на осеннюю дорожку, и она приведёт вас в сказочный мир песка. А кого вы там сегодня встретите – это большой секрет.
(Жёлтые листья лежат змейкой на полу, дети идут по листьям, дефектолог проговаривает стихотворение:
Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош,
Где такой еще найдешь
Без конца и без начала?
Танцевать под ним я стала.
Мы плясали как друзья,
Дождь из листиков и я.
Дефектолог: Вот мы и подошли к песочнице. Протяните свои ладошки над песком и повторяйте вместе со мной правила жителей Мира песка:
Эти правила просты –
Соблюдать их все должны:
Не разрушать, а создавать,
Не баловаться, а играть,
Чтоб здесь царили мир и свет.
И в этом весь, друзья, секрет.
Дефектолог: В одной сказочной стране, жила маленькая принцесса. Жила она в маленьком домике. Недалеко от домика было великолепное озеро, в котором плавали белые кувшинки. Зеленая полянка вокруг домика была украшена яркими цветами.
(Дети выполняют построение Песочной страны в соответствии с сюжетом сказки)
Рядом с домиком был прекрасный сад, в котором росли фруктовые деревья: груша, яблоня, слива, лимон, апельсин, мандарин. Гномик о них заботился (дети «сажают» сад).
Дефектолог: Дети, что еще можно приготовить из фруктов?
Дети. Фруктовое варенье, фруктовый сок.
Варенье из яблок – яблочное и т.д.
Сок из яблок – яблочный и т.д.
Дефектолог: Недалеко от домика был огород. В огород вела дорожка из цветных камней. В огороде росли овощи: морковка, свекла, картошка, капуста, лук.
(Дети выкладывают дорожку из цветных камней, «сажают» овощи.)
Дефектолог: Гномик любил трудиться в своем огороде. Наступила осень, и пришло время (что делать?).
Дети. Собирать урожай и заготавливать овощи на зиму.
Дефектолог: Давайте поможем гномику собрать урожай.
Игра «Узнай по описанию» - развитие памяти слухового внимания:
Дефектолог: Узнайте по описанию, какие овощи забыл посадить гномик:
Длинный, овальный, зеленый, хрустящий (огурец) и т. д.
Дефектолог: Давайте посадим их в огороде у гномика (огурцы, кабачки, баклажаны).
Развитие мелкой моторики, воображения, памяти.
Дефектолог: Посмотрела принцесса в корзинку и огорчилась (Изобразите, как огорчилась принцесса):
«- Ай, ай, ай, нет моего любимого овоща. Куда же он спрятался?» Дети, хотите узнать, какие овощи принцесса любил больше всего?
(Дети. Да! )
Дефектолог: Тогда давайте поищем их в песке.
(Дети находят в песке помидоры.)
Дефектолог: Больше всего принцесса любил что?
(Дети. Помидоры….и т.д.)
Дефектолог: Ребята давайте поможем принцессе собрать урожай. Соберите овощи и фрукты в корзинки и отнесите корзинку с овощами в огород, а корзинку с фруктами – в сад. Рефлексия.
Дефектолог: Молодцы, ребята. Сегодня вы совершили много добрых дел, узнали много интересного. Теперь вы знаете, что овощи растут (В огороде на грядке), а фрукты (В саду на фруктовых деревьях). Из фруктов можно приготовить вкусный (Фруктовый сок, фруктовый компот, сварить фруктовое варенье). Овощи мы консервируем, солим; овощи кладут в суп, борщ, из них готовят вкусные овощные блюда, салаты. В овощах и фруктах много витаминов, поэтому они очень полезны. Вам понравилось путешествие? Мы еще обязательно вернемся в эту сказочный Мир песка! А сейчас становитесь на осеннюю тропинку, и она приведёт нас к себе домой, в детский сад.