Методы: словесный, игровой, наглядный, практический.
Приёмы: вступительная беседа, дидактическая игра, объяснение, описание, показ, индивидуальная работа, чтение стихов.
Оборудование: сюжетные картинки «Осень», «Лето», осенние листья из картона, листы бумаги, гуашь, кисти.
Реквизиты: костюм Осени, венок из листьев, корзина с грибами, фруктами, овощами.
Предварительная работа: наблюдение за сезонными изменениями во время прогулки, экскурсия в парк, чтение стихов об осени, заучивание стихов об осени, собирание листьев.
Музыкальное сопровождение: пьеса П. Чайковского «Октябрь», «Вальс Свиридова».
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (Дети: Осень.)
А какой сейчас месяц? (Дети: Октябрь). А какие ещё осенние месяцы вы знаете?
(Дети: Сентябрь, ноябрь).
Давайте повторим все осенние месяцы. (Дети хором: Сентябрь, октябрь, ноябрь).
2. Воспитатель: Сегодня у нас не обычное занятие, а сказочное, так как к нам придёт красивая гостья. А кто это, вы должны догадаться с помощью моей подсказки)
(читает стихотворение)
Птицы стаями летят,
Грустно, дождь и листопад,
Ветер тучи в небе носит
Потому что это…… (Дети: Осень.)
(Входит другой воспитатель в костюме Осени, на голове венок из желтых листьев, в руках корзина с грибами, фруктами, овощами). Звучит музыка: пьеса «Октябрь»П.Чайковского.
Осень: Я - Осень Золотая.
Поклон вам мой, друзья.
Давно уже мечтаю
О встречи с вами я.
Вы любите, когда я прихожу?
Я красоту повсюду навожу.
Смотри, уж золотой, багряный лес,
Скользнул луч солнца золотом с небес.
И на земле ковёр лежит златой
Лишь только осенью увидите такой!
Воспитатель: - Здравствуй, Осень Золотая! (Дети здороваются)
Осень: - Здравствуйте! Как я рада быть с вами в этот день!
Спасибо, что меня не забыли и к себе в гости пригласили.
А я пришла к вам с подарками, с моими дарами.
Я принесла вам грибы, овощи, фрукты, разноцветные листья.
Воспитатель: Скажите, а почему Осень нам принесла именно такие подарки? (Дети отвечают)
Воспитатель: Ребята, давайте порадуем нашу гостью и расскажем ей, что мы знаем об осени.
3. Игра «Волшебный листок». Описание осени.
(Дети передают друг другу «волшебный листок» и называют признаки осени)
Описание: осенью становится холоднее; солнце светит не ярко; идут дожди; небо серое; дует холодный ветер; листья на деревьях желтеют и опадают (листопад); день становится короче, а ночь длиннее; люди собирают урожай фруктов, овощей, собирают грибы; одевают тёплую одежду; птицы улетают на юг.
4.Игра «Найди ошибку» (Воспитатель называет признаки осени, а дети исправляют ошибки).
- Осенью на улице жарко.
- Птицы прилетают из жарких стран.
- Осенью день длинный, а ночь короткая.
- Осенью в огороде сажают овощи.
- Нет фруктов, грибов, овощей.
- Небо осенью голубое, ясное.
- Солнце светит ярко.
- Люди осенью загорают, одеваются легко.
- Листья на деревьях зелёные.
- Дети осенью отдыхают на каникулах.
5. Игра «Сравни осень и лето». (Воспитатель начинает предложение, а дети заканчивают)
- Летом солнце яркое, а осенью…
- Летом люди одеваются легко, а осенью…
- Летом деревья стоят в зелёной листве, а осенью….
- Летом небо голубое, а осенью…
- Летом люди выращивают урожай, а осенью…
- Летом дети отдыхают, а осенью….
6. Физкультминутка.
Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас в осенний лес.
(Дети становятся в круг, им раздаются листочки).
Хоровод с листочками под музыку «Вальс Свиридова».
Дети выполняют движения с осенними листочками: наклоняются влево, вправо, кружатся , садятся на корточки, машут листочками, бегут по кругу, поднимают листочки вверх и машут ими.
7. Рисование на тему «Осенний день»
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим за окно и расскажем, что увидели.
(Дети описывают осенний день: Небо хмурое, на небе тучи, моросит дождь, дует ветер(деревья качаются), листья на деревьях разных цветов(жёлтые, красные, зелёные), опадают на землю, на земле лужу и «ковёр» из листьев.
Осень: Какие вы молодцы. А сейчас мы нарисуем осенний день и в своих рисунках отразим всё, что увидели за окном.
(Воспитатель организовывает работу по рисованию и помогает детям. Дети выполняют задание: рисуют тучки, дождь, наклоненные в сторону (ветер), листья на деревьях и падающие).
8. Рефлексия. Выставка рисунков. Чтение стихов об осени.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Очень красивые работы у вас получились. А теперь давайте поблагодарим нашу гостью- Золотую Осень за то, что она пришла к нам и расскажем для неё стихи.
Дети рассказывают стихи об осени.
1. Лес, словно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
2. Как много листьев – жёлтых, красных,
Подует ветерок – летят.
И в вальсе кружится прекрасном
Над головою листопад.
3. По дорожке золотистой
Осень тихо в сад вошла.
Груш и яблок нам душистых
Много-много принесла.
4. Солнышко не хочет
Землю согревать.
Листья пожелтели,
Стали опадать.
5. Хожу я с краской золотой,
Хожу я с тучкой дождевой,
С колосками спелыми
И грибами белыми.