Цель: Закреплять представление об осени, её характерных признаках, о том, как животные готовятся в зиме. Активизировать словарь детей (запоминать названия месяцев: сентябрь, октябрь, ноябрь), воспитывать любовь к родной природе.
(Звучит спокойная, немного грустная музыка) Дети рассаживаются на стульчики.
Воспитатель: Нельзя нам на свете
Прожить без чудес.
Они нас повсюду встречают.
Осенний волшебный, сказочный лес
Нас в гости к себе приглашает.
Закружится ветер под песню дождя,
Листочки под ноги нам бросит.
Такая красивая эта пора!
Пришла к нам опять чудо-осень.
Воспитатель: Пришла к нам осень и братьев - месяцев привела. Как называется первый осенний месяц?
Дети: сентябрь.
Воспитатель вывешивает на планшет картинку с изображением ранней осени.
Воспитатель: Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета,
Затерялось где-то лето.
-Воспитатель: Как зовут второго брата-месяца?
Дети: Октябрь.
Воспитатель: Утром мы во двор идем
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
На планшет вывешивается картина с изображением людей в теплой осенней одежде.
Воспитатель: А кто знает имя третьего?
Дети: Октябрь.
Воспитатель: Следом за летом осень идет,
Желтые песни ей ветер поет
Красную под ноги стелет листву,
Белой снежинкой летит в синеву.
На планшет вывешивается картина с изображением поздней осени.
Воспитатель: Только вас прошу я – не жалейте лето.
Посмотрите, роща золотом одета.
Посмотрите на картинки. Почему осень называют золотой?
Дети: Потому, что осенью желтеют листья и опадают на землю.
Воспитатель: какие еще осенние признаки вы здесь видите?
Дети: люди одевают куртки, шапки, сапоги. Идет дождь. Сильный ветер. На юг улетают птицы. Солнышко не такое яркое. Трава желтая.
Воспитатель и дети: Дует, дует ветерок, дует, задувает.
Желтые листочки с дерева срывает.
И летят листочки, кружат по дорожке.
Падают листочки прямо к нам под ножки.
Воспитатель: Посмотрите на листочек, как он от дуновения ветра полетел. Следим за листиком только глазками. (Влево, вправо, вверх, вниз).
Воспитатель: Пойдемте, прогуляемся по осеннему лесу.
Мы идем дорожками, мы идем тропинками
Мы идем с лукошками, мы идем с корзинками.
Прямо за опушкою вдруг нашли волнушки мы,
И пенек с опенками под рябиной тонкою.
Крепкий подберезовик вырос под березою.
Красный подосиновик вырос под осиною.
Воспитатель: Посмотрите сколько грибов, давайте соберем их в корзину и засолим на зиму. (Дети собирают все грибы, кроме мухомора и поганки). А почему вот эти грибы вы не положили в корзину?
Дети: потому, что эти грибы не съедобные. Это мухомор и поганка.
Воспитатель: Посмотрите, дети, нам ворона в клюве письмо принесла, посмотрим, что в нем?
(Берем конверт и вскрываем).
Воспитатель: Дети, да это же загадки. Отгадаем?
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (заяц)
Как зайцы готовятся к зиме?
Дети: меняют шубку: серую снимают, а белую одевают.
Воспитатель: 2. Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки — ни одной. (Ёжик)
Что ёжик делает зимой?
Дети: спит.
Воспитатель: 3. И по соснам, и по елям
Быстро бегает она,
Видит, шишки где поспели,
Где грибная целина. (Белка).
Как белка готовится к зиме?
Дети: она утепляет свое дупло, заготавливает ягоды, орехи, сушит грибы.
Воспитатель: 4. Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь).
Как медведь готовится к зиме?
Дети: Он зимой спит в берлоге.
Воспитатель: Не будем мешать лесному народу готовиться к зиме. Да и прогулка по осеннему лесу заканчивается. А осень продолжает хозяйничать на земле. То солнышко теплое покажет нам, то пошлет холодный ветер, то дождь начнет плакать. Но в каждой поре есть своя прелесть. На прощание послушаем как шумит осенний лес. (звучит запись осеннего леса).