Тема: Составление рассказа по теме «Осень»
Программные задачи:
Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
Учить детей отвечать на вопросы и задавать их.
Активизировать словарь детей по данной теме. Совершенствовать умение детей использовать в речи разные части речи в точном сочетании с целью высказывания.
Развивать наблюдательность, логическое мышление.
Воспитывать любовь к природному окружению, умение слушать ответы товарищей.
Материал к занятию:
Сюжетные картинки: уборка урожая, осенний лес ит.д. Корзина с листьями , письмо от Осени.
Ход занятия:
1 часть:
Чтение стихотворения Е.Трутневой «Осень»
***
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах-
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем-
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Все летит! Должно быть это
Пролетает наше лето.
О каком времени года говорилось в стихотворении?
Назовите осенние месяцы?
Осень, в сентябре и октябре какая?
( ранняя, золотая, разноцветная)
Осень в ноябре какая?( Поздняя, холодная, сырая, морозная)
Что такое листопад?
Сегодня мы с вами поговорим об осенней поре.
2 часть.
Игра «Подбери действие
-Листья осенью( что делают?) – желтеют, опадают и т.д.
-Дождь осенью- моросит, идет ит.д.
-Урожай осенью- убирают.
-Птицы осенью – улетают.
-Деревья осенью- роняют листву.
-Звери осенью- готовятся к зиме, меняют шубки.
Игра «Подбери признак»
-Листья осенью (Какие?)Желтые, красные, багряные, золотые. Как можно сказать об этом одним словом ( Разноцветные).
-Дождь осенью какой? ( Холодный, моросящий).
-Погода осенью (какая?) пасмурная, дождливая, хмурая, морозная( поздней осенью)
Деревья осенью (какие?) ранней – с разноцветными листьями, поздней – голые.
Физкультминутка
К нам на тонкой ножке
Прыжки на одной ноге по кругу.
Скачет дождик по дорожке.
Прыжки на другой ноге.
В лужице- смотри, смотри!-
Он пускает пузыри.
Показывает руками на
Воображаемые пузыри.
3 часть:
Стук в дверь. Воспитатель заносит в кабинет корзинку с разноцветными листьями. Среди листочков находит письмо. Это письмо Осени.
Но осенний дождик размыл некоторые строчки и детям самим придется догадаться, о чем там было написано.Воспитатель читает текс,, дети вставляют подходящие по смыслу пропущенные слова, которые воспитатель старается записать.
Рассказ «Осень»
На смену лету пришла…( золотая осень).Солнышко все реже и реже выглядывает ( из-за туч). Деревья надели…( разноцветный наряд)…(Красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем…( опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром. Дождик…( моросит) и заставляет прятаться…( по домам)Птицы собираются в стаи
( и улетают в теплые края).Зверям некогда резвиться, они делают…( запасы на зиму)Скоро белокрылая зима вступит в свои права.
Чтение рассказа , который составлен с помощью воспитателя.
4 часть .
Если останется время можно предложить детям самостоятельно составить рассказ.
Итог занятия:
О каком времени года мы беседовали на занятии?
Что бывает только осенью? ( сбор урожая, отлет птиц, листопад)