Цель: уточнение и расширение словаря по теме «Осень» за счет формирования «семантического поля», развитие валентности слов и совершенствование функций словоизменения.
Обучающие задачи:
• Закрепить знания детей об осени, отметить характерные особенности этого времени года.
• Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными) .
• Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений по картинкам) .
Развивающие задачи:
• Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.
Воспитательные:
• Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.
Коррекционные задачи:
• Развивать общую моторику, речевой слух, мышление, память, зрительное внимание.
Оборудование: картинки с приметами осени.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
-Ребята, мы сегодня с вами поговорим о времени года, но о каком времени года, я хочу, чтобы вы догадались сами. Отгадайте пожалуйста загадку.
Время года отгадай:
Собирают урожай,
Разноцветный лес красивый,
Мокнут скошенные нивы,
Тучи по небу гуляют,
Птицы к югу улетают,
Грибники в леса спешат,
Листья желтые летят,
Ежик листья собирает,
Свою норку утепляет.
(«осень»)
-да, вы догадались правильно, сегодня мы с вами будем говорить об осени. Значит слово «осень» будет сегодня ключевым.
Упражнение на развитие длительного плавного выдоха «Осенние листочки»:
Скоро начнется листопад. Когда ветер подует, листья закружатся в воздухе. Давайте и мы с вами покажем, как ветер будет дуть на листочки.
Упражнение на развитие чувства ритма.
Осенью идут дожди. Дождик капает: кап – кап – кап.
Давайте повторим (отбиваем ритм пальчиками) :
//-//-// - // - // - //
//-// - // - / /- //
//-//-// - // - // - // - //
// - // - // - // и т. д.
2. Подбор родственных слов к слову ОСЕНЬ.
-Какой день? - осенний.
- Как светит солнышко? - по-осеннему.
-Скажите, о ком или о чем можно сказать ОСЕННИЙ?
(ДЕНЬ, ДОЖДЬ, ВЕТЕР, ЛИСТ, ВЕЧЕР, МЕСЯЦ, БАЛ)
- О чем или о ком можно сказать ОСЕННЯЯ?
(ПОРА, ПОГОДА, ТРАВА, НОЧЬ, ЛИСТВА, ДОРОГА…. )
-О ком или о чем можно сказать ОСЕННЕЕ?
(ВРЕМЯ, НЕБО, ПОЛЕ, ДЕРЕВО, НАСТРОЕНИЕ, ТЕПЛО, УТРО… .)
- О ком или о чем можно сказать ОСЕННИЕ?
(ДНИ, ТУЧИ, ПРИМЕТЫ, ДЕРЕВЬЯ, ЦВЕТЫ, ВЕЧЕРА, МЕСЯЦЫ, ЛИСТЬЯ… .)
Подбор действий к слову «осень»:
- Осень что делает?
(ПРИХОДИТ, НАЧИНАЕТСЯ, ИДЕТ, НАСТУПАЕТ, ШАГАЕТ…. )
Подбор признаков к слову «осень»:
-Осень какая?
(ЗОЛОТАЯ, КРАСИВАЯ, НАРЯДНАЯ, РАННЯЯ, ПОЗДНЯЯ, ХОЛОДНАЯ, ТЕПЛАЯ, ДОЖДЛИВАЯ, СОЛНЕЧНАЯ, ТИХАЯ…. )
3. Характеристика осени.
-Давайте назовем приметы осени.
Солнце что делает?
(СВЕТИТ, ГРЕЕТ, ВОСХОДИТ, ЗАХОДИТ) .
Осенью солнце какое?
(ТУСКЛОЕ, ХОЛОДНОЕ, ГРУСТНОЕ) .
Осенью небо какое?
(СЕРОЕ, СКУЧНОЕ, ПАСМУРНОЕ, ТЕМНОЕ, НИЗКОЕ)
Осенью идет дождь.
Дождь что делает?
(ИДЕТ, ЛЬЕТ, МОРОСИТ, КАПАЕТ) .
Дождь какой?
(МЕЛКИЙ, ХОЛОДНЫЙ, СИЛЬНЫЙ, ТЕПЛЫЙ) .
Осенью дует сильный ветер.
Ветер что делает?
(ЗАВЫВАЕТ, ДУЕТ, ПРОНИЗЫВАЕТ, СДУВАЕТ) .
Ветер какой?
(ХОЛОДНЫЙ, СИЛЬНЫЙ, ТЕПЛЫЙ, СЛАБЫЙ, СЕВЕРНЫЙ… .) .
Осенью опадают листья с деревьев.
Листья что делают?
(ПАДАЮТ, ОПАДАЮТ, ЛЕТЯТ, ОСЫПАЮТСЯ, ШУРШАТ… .) .
Листья какие?
(ЗОЛОТЫЕ, ЯРКИЕ, КРАСИВЫЕ, ЖЕЛТЫЕ, БОЛЬШИЕ, МАЛЕНЬКИЕ, РАЗНОЦВЕТНЫЕ, ЗЕЛЕНЫЕ, СУХИЕ) .
Осенью деревья стоят голые.
Деревья что делают?
(СТОЯТ, СКУЧАЮТ, ГОТОВЯТСЯ КО СНУ) .
Деревья какие?
(ГОЛЫЕ,
Осенью птицы улетают в теплые края.
Птицы что делают?
(УЛЕТАЮТ, ГРУСТЯТ, СИДЯТ, ЧИРИКАЮТ, ПОКИДАЮТ, СОБИРАЮТСЯ В СТАИ… .) .
Птицы какие?
(ПЕРЕЛЕТНЫЕ) .
-Вот какое объемное слово «Осень» у нас получилось, оно состоит из множества частей, т. е. примет. Если мы говорим о солнце, что оно холодное, грустное, значит, и про осень мы можем сказать (какая она)
- Холодная, грустная, печальная, серая… .
4. Физкультминутка.
Капля раз,
(прыжок на носочках, руки в стороны)
Капля два,
(еще один прыжок)
Очень медленно сперва.
(4 прыжка)
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
(8 прыжков)
Мы зонты свои раскрыли
(развести руки в стороны)
От дождя себя укрыли.
(сомкнуть руки над головой полукругом)
5. Упражнение «Скажи наоборот» на употребление антонимов.
Летом солнце яркое, а осенью… .
Летом небо светлое, а осенью… .
Летом день длинный, а осенью….
Летом тучи ходят высоко, а осенью…
Летом люди растят урожай, а осенью… .
Летом деревья стоят одетые, а осенью…
6. Игра «Скажи иначе»:
(подбор синонимов)
Осенью небо серое - темное, хмурое, пасмурное…
Осенью деревья нагие – голые, обнаженные… .
Осенью цветы высохли – завяли…
Осенью птицы улетают караванами – стаями, косяком, клином…
Осенью птицам не хватает еды – пищи, корма, пропитания…
Осенью путь на юг долгий – длинный, длительный, продолжительный… .
7. Упражнение «Найди ошибки»:
(чего не бывает осенью) :
Осенью дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
Осенью под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
Осенью набухают почки, распускаются листья.
Осенью люди собирают урожай овощей и фруктов.
Осенью дикие животные не делают запасы на зиму.
8. Упражнение «Правильно - неправильно» на развитие понимания причинно-следственных связей.
Я взял зонт, потому что пошел дождь.
(пошел дождь, потому что я взял зонт) .
Птицы улетели на юг, потому что наступила осень.
(наступила осень, потому что птицы улетели на юг) .
9. Составление рассказа (предложений) об осени по картинкам.
1О. Итог занятия.